Отправившись в начале в феврале 2014 года на месяц из Таиланда на Шри-Ланку, мы с женой остановились в популярном курорте Хиккадува. Наплававшись и наотдыхавшись в океане, опробовав серфинг, местную еду, фрукты и прилично позагорав, мы решили разнообразить свой отдых поездкой по самым интересным местам этого замечательного острова, известного когда-то под названием Цейлон.
Набрав в поисковой системе «Достопримечательности Шри-Ланки», вы будете приятно удивлены богатому разнообразию, предложенному этой маленькой страной. Изучив подробно информацию в интернете и расставив для себя приоритеты (всех достопримечательностей мы просто физически не смогли бы осилить за отведенные 6 дней), мы набросали для себя маршрут, арендовали скутер и отправились на встречу приключениям, взяв с собой только самое необходимое. (Советы касательно аренды скутера вынесены в отдельную заметку: Советы бывалого - аренда скутера на Шри-Ланке, а здесь можно забронировать скутер онлайн)
Итак, был выбран следующий маршрут: Хиккадува – Коломбо – Сигирия – Полоннарува – Канди – Нувара Элия – Плато Хортона – Элла – Хиккадува. Забегая вперед, скажу сразу, что мы преодолели этот путь и проехали ни много ни мало чуть более 1000 км.
Карта с маршрутом вам в помощь и нам на память.
Почему скутер?
Мы бюджетные туристы, а скутер – это бюджетный вариант. Есть еще один почти столь же бюджетный вариант передвижения по Шри-Ланке – общественный транспорт, но нам не хотелось зависеть от расписания движения автобусов и поездов, которые в глубине острова могут ходить достаточно редко, а то и вовсе отсутствовать там, где они требуются. Да и когда есть возможность ехать туда, куда хочется и останавливаться по желанию, согласитесь, совсем другое дело.
Движение, права, дороги, указатели
Права
Так как мы заранее позаботились о наличии международных прав категории А, вопросов у сотрудников полиции, которые нас останавливали раза три за всю дорогу, не возникало. В интернете пишут, что надо бы еще получить какое-то разрешение на вождение транспорта, но мы решили рискнуть и ехать как есть, и в результате нас о нем никто так и спросил. А вот международными правами интересовались все полицейские – что будет, если их не окажется, не знаю. Говорят, что здесь можно штраф «оплатить на месте».
Движение
Движение транспорта на Шри-Ланке левостороннее. В интернете пишут о том, что здесь безумное движение, и каждый раз, переходя дорогу пешеходами, в этом убеждаешься. Но, сев на скутер, все оказалось не так страшно, как мы думали. Да, обгоняют здесь в два ряда, не обращая внимания на «встречку». Да, за участника движения скутер никто не считает. Но ехать можно, если не спеша, осторожно и вдоль обочины. А как только вы свернете вглубь острова, можно даже чуть расслабиться – дороги почти пустые.
Здесь стоит отметить, наверное, что имеется солидный опыт вождения двухколесного транспорта в России, Греции и Таиланде. Новичкам, видимо, нужно будет привыкать чуть дольше.
Дороги
Дороги на Шри-Ланке большую часть пути были просто сказкой. Случалось, обилие дорожных знаков, качество покрытия дорожного полотна и разметки, создавали ощущение, что мы в Европе. Крайне редко небольшие участки нашего пути были покрыты асфальтом, который так назвать можно с большой натяжкой, а где-то велись ремонтные работы, и средняя скорость скутера снижалась раза в три. Но в целом, после Питерских дорог, осталось самое хорошее впечатление.
Указатели
Указатели мы видели крайне редко. Лучше заранее скачайте карту в устройство с навигатором и ориентироваться по нему, не забывая о собственных навыках ориентирования на местности. Это сэкономит вам время и нервы.
АТМ, пластиковые карты и наличные деньги
Мы заранее посчитали затраты и сняли необходимую сумму, но во многих населенных пунктах нам встречались вывески АТМ. Так что если вы, например, забыли снять деньги, то проблем у вас возникнуть не должно. А вот с оплатой картами все сложнее. Если вы конечно планируете останавливаться в отелях и питаться в ресторанах, то, думаю, у вас примут оплату по карте. Но тогда зачем вам поездка на скутере, когда вы можете арендовать машину с водителем/гидом? Кстати, стоит это удовольствие, если верить интернету, примерно 50-70 долларов в день.
Местное население, язык
Жители Шри-Ланки очень доброжелательны и позитивны. Как только съезжаешь вглубь острова, ты и сам для них становишься достопримечательностью. Они постоянно приветственно сигналят, кричать «хеллоу», машут рукой. А если им ответить тем же, то они просто расплываются в улыбках.
Если вы посетите, к примеру, местную забегаловку, то вам буду очень рады – завидев вас у входа, начнут наспех смахивать крошки руками со столов, подадут вам самые красивые, и чистые тарелки, и даже салфетки вместо газетной бумаги. После этого будут ненавязчиво стоять неподалеку, наблюдая за вашей трапезой, готовые по первой просьбе вас обслужить.
В туристических местах почти все ланкийцы говорят на английском, а вот за их пределами приходилось объясняться на пальцах. Но даже в таких случаях каждый раз нам удавалось понять друг друга.
Природа
Я и не знал, что на Шри-Ланке можно встретить «русский лес». Понятия не имею, какие там точно растут растения, но выглядел он действительно по-нашему. Природа острова вообще удивительна и разнообразна: пальмы, эвкалипты, нескончаемые чайные плантации, водопады, горные реки и ручьи, альпийские луга и живописные долины и холмы. А уж какое на Шри-Ланке разнообразие насекомых и животных. По дороге мы наблюдали, как моют слона в озере, как по улицам города гуляет игуан, сотнями порхают бабочки и разбегаются под ногами маленькие ящерицы. Это только малая часть того, что мы видели, путешествуя по Шри-Ланке. Можно было даже проделать наш маршрут и без каких либо достопримечательностей – красота природы и без этого оставила бы массу впечатлений.
Что удивило:
- Все читают газеты, иногда даже собираясь в круг. Газеты лежат в кафе на видном месте, можно просто зайти в кафе и почитать газетку, даже ничего не заказывая. По крайнее мере мы это не раз наблюдали. Кстати, вместо салфеток используются эти же самые нарезанные газеты.
- Кушают ланкийцы руками, и в кафе тоже.
- В кафе подают воду в стаканах из-под крана.
- Почти все прохладительные напитки достаточно дешевы и продаются в стеклянной емкости. Из кафе бутылку унести можно только, внеся депозит за нее, т.к. хозяева кафе их сдают.
- Когда в горах холодно, детям просто надевают вязаную шапку.
- Элемент формы у школьников - массивные белые ботинки. Это в жару-то.
- Мужчины ходят в юбках. Как это не мешают им ездить на велосипедах? К юбке обычно полагается рубашка на пару размеров так больше.
Многие женщины до сих пор ходят в сари – это для них повседневная одежда. - Как им удалось заставить всех носить шлем? Даже в Европе его редко кто одевает. Если сам едешь без шлема, все начинают сигналить и показывать, что нужно его все же одеть.
- Повсюду много военных и полицейских, которые следят за порядком, но особо никого не тревожат.
- Редко у кого в семье есть скутер, тем более машина, поэтому большинство пользуется общественным транспортом или передвигается на велосипедах, а то и ходит пешком.
- Мы не сразу смогли понять, что значит, когда ланкийцы покачивают головой из стороны в сторону и улыбаются. Без улыбки это скорее напоминало бы упрекающее «Ай-я-яй», но, как выяснилось, это движение головы означает «Да, хорошо».
Расходы
Аренда скутера
Скутер мы арендовали за 650 рупий в день. Местные жители в Сигирии и Элле поделились с нами, что в этих городках аренда скутера обошлась бы нам в 2000 и 1500 рупий соответственно.
Аренда скутера за 6 дней – 3900 рупий.
Бензин
Литр бензина стоит 160 рупий. Емкость бака – 5 литров. Заправляли раза 4 полный бак.
Итого примерно 4000 рупий.
Жилье
За одну ночь больше 2000 рупий мы не платили – проблем с поиском дешевого жилья не возникло, а переплачивать, чтобы выспаться, не видим смысла. Везде была горячая вода, почти везде – москитная сетка, интернета почти нигде не было. Торг уместен – нам всегда удавалось сбросить цену на сумму от 500 до 1500 рупий.
Аренда жилья за 5 ночей – 9000 рупий.
Питание
Мы питались всегда там, где кушают местные жители – завтрак/обед/ужин от 100 до 400 рупий на двоих. Плюс вода, фрукты и печенки к чаю, который мы заваривали сами с помощью двух собственных кружек и кипятильника.
Итого примерно 6000 рупий.
Входные билеты
Самая ощутимая часть бюджета. Сигирия – 7800 рупий на двоих, Полоннарувам – 6500, Храм зуба Будды в Канди – 1000, Плато Хортон – 5400.
Итого 20700.
Советы:
- Старайтесь планировать свой маршрут таким образом, чтобы успеть доехать до места назначения затемно - освещения дорожного нет, вдоль дорог ходят пешеходы, ездят велосипедисты, автомобили и автобусы, а дорогу могут перебегать животные, которых очень трудно разглядеть в свете фар, особенно если идет дождь.
- Местные предостерегали, что бывает скутеры воруют, правда, редко. Если заехали перекусить, оставляйте скутер на виду. При поиске ночлега уточняйте про паркинг. Если отправляетесь смотреть достопримечательности, оставляйте скутер в людном месте или у билетных касс.
- Если у вас нет заранее купленного путеводителя, то сохраните себе на телефон информацию о достопримечательностях.
- Возьмите с собой крем от загара и мажетесь им даже тогда, когда небо затянуто облаками.
- Захватите теплые вещи, в горах бывает очень холодно, особенно рано утром или после дождя. Да, дождевики тоже возьмите.
- Не забудьте зарядные устройства и переходники под местные розетки – без навигатора сложно, а без фотоаппарата вообще никак.
- Защитное средство от комаров не помешает.
- Если перед покупкой фрукта у вас возник вопрос: а как, где и чем его чистить, то просто попросить об этом хозяина лавки, возможно он все сделает сам.
Самое главное – наши приключения
1-й день - Коломбо
Расстояние между Хиккадувой и Коломбо чуть больше 100 км. Выехали мы рано, примерно в 8 утра, но уже к 9 часам на дороге было довольно много машин и автобусов, особенно при подъезде и выезде к крупным населенным пунктам, поэтому добрались мы до столицы Шри-Ланки только к обеду (примерно в час дня).
Отступление. Сомневаюсь, что средняя скорость вашего передвижения по острову составит больше 40-50 км в час. Ехали мы осторожно, уступая дорогу автомобилям и попутно разглядывая все вокруг.
Въезжая в Коломбо, мы сразу окунулись в бешеный ритм его жизни. И, может, из-за этой суеты, или усталости, или из-за того, что на карте четко не отметили все достопримечательности, которые были рекомендованы "интернетом" для осмотра и не составили по ним маршрут (мы знали только районы и в какой части города они находятся), или из-за палящего солнца, мы даже не стали останавливаться и гулять по городу. Решили только прокатиться по районам на скутере, оглядывая все вокруг. Видели бесчисленное количество храмов, соборов, отелей, торговых центов, набережную и форт. После нашей деревушки, в которой мы остановились, поразило, что здесь, на острове, оказывается есть цивилизация. Широкие проспекты, светофоры, огромные торговые центры, и бросающийся в глаза контраст между бедностью и богатством – рядом с элитными домами в сарайчиках (по-другому их не назовешь) ютится низшая прослойка общества. Почти на всех улицах Коломбо полно людей, велосипедистов, тук-туков, воздух сильно загрязнен выхлопами, а сориентироваться в городе оказалось на так просто.
Мы с радостью покинули Коломбо, сильно вымотавшись, и отправились дальше. Впереди нас ждали 180 км до Сигирии, где было в планах заночевать. По дороге не раз останавливались, чтобы перекусить и отдохнуть, и в итоге заехали в деревушку, когда уже стемнело. Жилье долго не выбирали - согласились почти на первую же найденную комнату, т.к. замерзли, промокнув под застигшим нас дождем.
2-й день – Сигирия и Полоннарува
На следующий день нам предстоял подъем на 180-метровую гору, что мы решили сделать с самого утра, поэтому завели будильник на 7 часов. В такую рань кусок в горло не лез, поэтому, даже не завтракая, мы сразу отправились на осмотр дворцово-крепостного комплекса (вернее того, что от него осталось), построенного на этой самой горе по распоряжению короля Касапа в V веке н.э. Подъем был нелегок (хорошо, что все тяжелые вещи остались у хозяев ночлега), но он того стоил. Наградой за все сложности был захватывающий дух вид на окрестности с высоты птичьего полета. После осмотра Сигирии остался вопрос: как это можно было построить на обрывистой скале 1500 лет назад, как?
Обязательно загляните в музей, на который распространяется билет в Сигирию. Там нас заинтересовал ролик, в котором на месте руин вырастает дворец. Как мы и предполагали, он был деревянный, но от этого не менее впечатляющий.
Уже в первом часу мы отправлялись в Полоннаруву. Преодолев на скутере очередные 60 км, пообедав по дороге, в два часа мы были на месте. Осмотр возможен до 18-00, а территория средневековой столицы Шри-Ланки огромная – 4000 м², поэтому хорошо, что на территорию можно въехать на скутере (это входит в стоимость билета). Но, даже осматривая город на скутере, нам с трудом хватило 3 часов (час мы собирались провести в музее).
Не поленитесь и загляните во все уголки старого города. В одном из таких уголков за символическое вознаграждение смотрителю перед нами были распахнуты все двери храма, проведен экскурс в историю и подсвечены фонарем сохранившиеся фрески и даже сова – житель этого храма.
Билет также распространяется на музей. Мы решили отвести ему оставшееся время. И правильно сделали – мы гуляли по старому городу, удивлялись тому, как все неплохо сохранилось, а по фотографиям в музее поняли, что даже то, что есть, было восстановленным. На музей у нас, кстати, ушло всего 15 минут – оказалось, что он работает до 17-00. Спасибо охранникам, которые нас любезно впустили незадолго до закрытия.
Уставшие, но переполненные эмоциями мы отправились дальше, в Канди. До Канди от Полоннарувы 130 км. Времени до заката оставалось мало, и, понятное дело, эти километры в этот же день мы преодолеть не смогли. Поспособствовали этому и начавшийся дождь, и извилистая дорога, на многие километры уходящая в горы. Поэтому мы очень обрадовались, встретив на этой горе, вывеску Rooms. Спали мы в ту ночь очень сладко.
Хочется отметить, что пейзажи на протяжении всей нашей поездки безумно радовали глаз. Это еще одна причина путешествовать до темна, иначе вы лишите себя этого великолепия. Пока мы поднимались на гору, через которую проложена дорога в Канди, уже стемнело, зато утром нас ждал приятный сюрприз – неописуемые виды на окружающий ландшафт, которыми мы наслаждались во время завтрака.
3-й день – Канди и Нувара Элия
Впереди был очередной день, полный приключений, поэтому в то утро мы проснулись также рано. Завершив свой завтрак с видом на горы, утопающие в зелени, мы отправились в Канди.
Попетляв по горной дороге, в Канди мы оказались часам к 10. В планах было прокатиться по городу и посетить Храмовый комплекс Священного Зуба Будды. Начали с храма. В тот день у местных был какой-то праздник, и в храме было многолюдно. Мы побродили по территории храма, наблюдая за тем, как буддисты проводят свои обряды. Нагулявшись, заглянули в сам храм. Стараясь не мешать верующим молиться, мы очень быстро его осмотрели и по традиции направились в музей.
Впечатлений не много: храм как храм. Сам зуб мы не видели - его никому не показывают. Больше храма впечатлили наблюдения за паломниками и простыми ланкийцами в красивых одеждах с детьми и родителями; мумия священного слона, на котором во время праздников вывозили зуб за пределы храма; и самовар в музее при храме.
Прокатившись по уютному городку Канди, построенному вокруг искусственного озера, и пообедав в местной забегаловке, мы выехали в сторону Нувары Элии (75 км). Невозможно описать словами те пейзажи, которые нас сопровождали весь путь – бескрайние плантации чая, массивные горы и бесконечное число водопадов. Среди этой красоты, не доехав до города минут 20, мы и заночевали.
4-й день – Плато Хортон
Проснулись мы поздно, часов в 10, т.к. из-за журчания ручейка нам показалось, что на улице идет дождь. Выспавшись и разгадав «секрет дождика», мы выдвинулись в сторону Плато Хортон. Дорога лежала мимо Нувара Элия, мы проехали поля для гольфа, ипподром и Озеро Грегори, а потом еще 50 км по полям и горам.
Плато Хортон расположен на высоте 2134 м над уровнем моря. Дорога, устремляющаяся довольно круто вверх, только подогрела наше ожидание любования головокружительным видом на долину и горы с резко обрывающегося склона, высотой 1300 м. Этот обрыв еще называют Концом Света. Но в тот день было довольно облачно, и если с маленького Конца Света нам еще удалось что-то разглядеть, то вот с большого, кроме облаков, мы ничего не увидели. Мы подождали на смотровой площадке чуда с полчасика, но облака не расступились. Немного расстроившись (зато у нас будет повод вернуться), отправились к водопаду и на финишную прямую. В тот день мы преодолели пеший маршрут протяженностью в 9 км. Покидая парк, мы встретили милых оленей и смешных усатых обезьян. Мы читали, что здесь даже водятся леопарды. Но раз мы написали этот отзыв, значит мы их не встретили.
По приезду в Элли у нас был час на поиск жилья до захода солнца. Подустав за прошедшие дни, решив перед дорогой домой набраться сил, мы остановились в этом спокойном городке на пару ночей. Нам хотелось найти комфортную комнатку с двориком, где можно под звуки природы попить чайку. В отличие от других мест, где мы останавливались, здесь было гораздо больше туристов. Отсюда, видимо, и более высокий ценник. Но как только стемнело, выгодно поторговавшись, мы нашли то, что искали.
5-й день – Элла
На знакомство с Эллой и ее окрестностями в нашем распоряжении был целый день, поэтому мы даже не заводили будильник. Проснувшись, мы еще часик лениво завтракали на веранде.
Изначально, в наших планах было подняться на гору Элла Рок. Но мы поняли, что с нас уже достаточно гор и пеших прогулок, поэтому мы полюбовались на нее с соседней горы Малый Пик Адама, куда забрались на скутере настолько высоко, насколько позволила дорога. Оттуда же открывается прекрасный вид и на ущелье между этими горами.
Пообедав, мы доехали до водопада Равана, который находится в 10 км в сторону Веллаваи. Тяжелые потоки воды спускаются с 25-метровой высоты – впечатляет, наверное, в сезон дождей. В марте потоки гораздо меньше, зато удалось вдоволь накупаться у самого подножья водопада.
Оставшуюся часть дня мы провели гуляя по городу и отдыхая в саду.
6-й день – дорога домой
Накануне мы легли пораньше спать, чтобы бодрячком проснуться в 7 утра, ведь был путь в рекордные 230 км без остановок. Не могу вспомнить чего-то особенного в тот день. Мы просто ехали- ехали- ехали.
Ах да, мы заехали на популярный пляж Мирисса – белый песок и красочный океан. Не проехали и мимо пляжа Велигама, который отлично подходит для начинающих серферов. На этом пляже ветер гонит волну за волной, но сами волны пенистые. Здесь же наконец-то нам встретились изображенные на многих сувенирах рыбаки на жердях.
Уже при подъезде к нашему дому, нас в очередной раз остановили полицейские. Увидев международные права категории А, только пожали руку за то, что я не создаю для других участников движения опасность, и предложили воды. Хорошие полицейские.
Вот и все. Поездка в тысячу километров на скутере прошла достаточно гладко - приключений на «одно место» мы не нашли, и слава Богу. Зато сама поездка превзошла все наши ожидания, подарила массу свежих эмоций и впечатлений и познакомила с удивительной и такой разнообразной страной Шри-Ланка.
Скажите, общее впечатление как, не страшно было, одни в чужой стране с чужой культурой и поведением? Не было агрессии?
Совсем нет, вы как приедите - ощутите сами, что на Шри-Ланке достаточно спокойно. Все дружелюбные, улыбаются и приветствуют.
Из того, что пришло в голову, молодые местные ребята иногда очень любопытны и любят выспрашивать всю подноготную - ты откуда, где живешь, чем занимаешься и т.д. Тут можно либо поговорить с ними, либо сразу сказать, что не понимаю и все. В любом случае, к плохому это не приводило.
Ну и сдачу пересчитывать желательно, особенно в транспорте, расслабляться не стоит где бы вы ни находились.
Мы прилетаем в Коломбо и хотели там сразу взять байк на 20 дней, покататься по острову, имеет ли смысл ехать в Хиккадуве за байком? Или в Коломбо цены не сильно отличаются?
Меня смущает за один день из Хикки до Сигирии и последний день (230 км). Очень тяжело? У самого есть опыт длительных поездок на скутере по Индии, но только в районе 100 км, а 200 как-то не понимаю выдержим или нет...